Иллюзия независимости
Нет в Израиле другого праздника, настолько оторванного от действительности. Год за годом он создает хрупкую иллюзию-однодневку, которая на следующий же день рассеивается, как дым от мангалов.
Вечером, усталые, но довольные, мы разъедемся по домам, а к утру наваждение свободы схлынет и каторжная карусель завертится с новой силой. Не поможет даже уикенд. Жизнь в Израиле – изматывающий аттракцион, соскочить с которого можно только по достижении пенсионного возраста.
О, разумеется, мы независимы. Только давайте уточним, от кого и от чего именно. Вообще, что это значит – быть независимой страной в современном накрепко взаимосвязанном мире?
Да, мы сами пишем свои законы, однако в основе их все равно лежит западная модель: английское прецедентное право и перевесившая его впоследствии романо-германская система. Мы просто адаптируем чужое под себя – и почему-то гордимся своим плагиатом.
Наша экономика по уши интегрирована в мировую и именно этим сильна. Но по той же причине мы целиком зависим от внешнего мира с его глобальным клубком неразрешимых противоречий.
Политически мы вынуждены лавировать между мелкими и крупными игроками, оставаясь на коротком поводу у мировой сверхдержавы. Этакий «одинокий парус на фоне стальных кораблей».
Наша безопасность в наших руках, только руки у нас связаны. Окруженные хищниками, прикрывающиеся «железными куполами», лишенные надежных друзей, мы с чисто еврейской самонадеянностью, несмотря ни на что, считаем себя независимыми.
А как насчет собственных банков, партий, правительств, профсоюзов, подрядчиков и прочее и прочее, которые держат нас в жесткой ипотечно-коррупционной узде, делают заложниками своих интересов и каждый раз с нескрываемой алчностью делят общий пирог? От их склок и разборок мы зависим не меньше, чем от ракет, периодически превращающих национальное убежище еврейского народа в его же коллективное бомбоубежище.
А может быть, мы независимы внутренне, с культурной, духовной точки зрения? Может быть, мы возродили здесь исконные устои народа Израиля, посеявшего когда-то в мире искры любви к ближнему? Способны ли мы, такие разные, съехавшиеся со всех концов земли, стать не собратьями по несчастью, не расколотым секторальным обществом, а дружной семьей?
Вопрос открыт, а пока что мы ведем западный, в целом, образ жизни с вынужденными элементами «восточной экзотики». Осваивая чужие форматы, мы полагаем, что собственные праздники и традиции – это и есть подлинная, самобытная культура. Да, атрибутика у нас специфична, зато отношения – прозаичны и убоги. Лучшие наши качества проявляются почему-то во время войн, а потом раздоры снова берут верх.
На самом деле уникальность нашего народа всегда состояла в единстве. И только оно определяло нашу судьбу на протяжении тысячелетий. Прежде чем возвести Храм в Иерусалиме, мы отстроили его в сердцах. И прежде чем пасть окончательно, он рухнул в нас, порвав внутреннюю взаимосвязь. Заменит ли ее современная Декларация независимости, если она не подкреплена настоящим сплочением народа? И почему за 67 лет мы так и не удосужились позаботиться о том, без чего у этой страны нет будущего?
Слишком много вопросов остается без ответа. Если мы собрались здесь все вместе, это еще не значит, что мы независимы. Мы очень даже зависим – от мира, а главное, друг от друга. Но мы разрознены, мы все – как дроби с разными знаменателями. Это дробление дорого нам стоит уже сейчас, а в будущем, если мы не найдем свой общий знаменатель, жизнь раздробит нас в порошок.
Ведь то же самое единство, которым мы были сильны, обращается в противоположность, когда мы отворачиваемся друг от друга и хотим быть как все. С этого начинаются любые наши беды и проблемы. Со времен Авраама мы втридорога платим за все внутренние междоусобицы. Самая большая угроза для евреев – мы сами, упрямо отказывающиеся от своего наследия, стесняющиеся и чуждающиеся его.
Нам как-то неловко за свою исключительность. Ту самую, которая удерживала нас на этой земле. Ту самую, которая позволила пройти через две тысячи лет гонений. Ту самую, которая и сейчас предоставляет нам шанс вернуться к собственным корням, хотя мы совсем позабыли о них.
Но как иначе можно стать «свободным народом в своей стране», говоря словами государственного гимна? Наша независимость напрямую зависит от сплочения. Его позитивная сила позволит еврейскому народу разрешить не только внутренние противоречия, но и свой извечный конфликт с миром.
Ведь мир решительно не готов к тому, чтобы мы были как все. Сегодня он снова предъявляет нам претензии, казалось бы, несоразмерные с глобальными масштабами. Для него евреи – по-прежнему «пуп земли». Что бы мы здесь себе ни думали.
Это как закон природы: с древних времен к нам прикованы взоры человечества. Оно рассматривает нас в окуляре микроскопа и безжалостно препарирует, желая то ли добраться до причин, то ли покончить с нами.
Мы воссоздали страну «под дулом», «под прицелом», «под лупой» народов. И что же мы им показываем? Новаторское сельское хозяйство, передовую медицину, процветающий хай-тек и прочие плоды «еврейских мозгов»? За все эти подарки никто не скажет Израилю спасибо. Народы ждут от нас другого – того, чего не найти больше нигде.
Они и сами не смогут это сформулировать, но мы-то достаточно мудры, чтобы разглядеть суть. Только мы знаем, что такое быть вместе, на равных, никого не оставляя на произвол судьбы. Только мы испокон веков жили без привычных всем сословий и каст, заботились о каждом сыне своего народа, давали образование каждому ребенку и хранили не просто традиции, а общность душ, неразрывную даже в изгнании.
Именно это надо показать всем, выложить на блюдечко с голубой каемочкой – «берите и пользуйтесь». Это не наше достояние, это наш долг перед миром. В нас заложено свойство, позволяющее держать любой удар и каждый раз «возрождаться из пепла». Какой же смысл отнекиваться, отрицать очевидное и ждать, что народы от нас отстанут? Не отстанут. О таком не забывают. Мы конфликтуем с миром именно потому, что отчаянно нужны ему.
В этом-то мы и найдем свою независимость. Парадоксальным образом, быть свободным – значит быть нужным, востребованным. Не отсиживаться в сторонке, не подражать другим, не смотреть на них свысока, а реализовывать свой уникальный потенциал им на пользу – для нормализации конфликтов и спокойной жизни. Израиль станет независимым, когда поймет, что он нужен миру, и покажет пример настоящего объединения.
В условиях глобализации всё решают взаимосвязи. Если мы выстроим их правильно и наполним смыслом, хотя бы в первом приближении, то следующий День независимости будет уже другим. Нет-нет, мангалы не отменяются. Вообще, ничего не надо рушить – надо лишь добавлять тепла в наши отношения. К примеру, так же, как прошлым летом, только без «стимулов», падающих с неба.
Мы это можем. Мы не сможем без этого.
С праздником вас. И хорошей погоды!
Олег Ицексон