Геополитическое поражение России в Сирии и его последствия
Доктор Анат Хохберг-Маром опубликовала в газете "Маарив" аналитическую статью, посвященную драматическому поражению России в Сирии и его геополитическим последствиям.
Крах режима в Сирии стал неожиданным и ошеломляющим событием в коридорах Кремля. Помимо провала политики на Ближнем Востоке, который можно назвать стратегическим поражением, решение Москвы воздержаться от применения военной силы для защиты своих интересов и интересов Сирии имеет множество значимых последствий, включая далеко идущие геополитические эффекты.
Не сумев предотвратить свержение сирийского диктатора Башара Асада, которого Россия спасла от краха вместе с Ираном в 2015–2017 годах, РФ как глобальная сила утратила важный символический статус. Это разрушает ее имидж мощи и наносит серьезный урон вере в ее надежность, престиж.
Кроме того, потеря стратегических активов, накопленных за десятилетия в Сирии и оцениваемых в миллиарды долларов, а также утрата контроля над военными базами и объектами на побережье Средиземного моря, которые использовались для операций в Ливии, Судане и странах Сахеля в Африке, подрывают региональный и глобальный статус России.
С геополитической точки зрения сокращение военного присутствия России в Сирии уже меняет региональный баланс сил и дает возможность Турции расширить свое влияние как в Сирии, так и за её пределами.
На этом фоне 8 декабря российский МИД выпустил официальное заявление, в котором выразил "глубокую обеспокоенность" по поводу драматических событий в Сирии, подчеркнул контакты со всеми сирийскими оппозиционными группами и призвал к политическому урегулированию конфликта в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 2254.
Несмотря на попытки Путина сгладить ситуацию и минимизировать репутационный ущерб, представляя крах режима Асада как "сирийский, а не российский провал", социальные медиа в России описали это событие как "геополитическую катастрофу".
Этот "трагический инцидент" ставит под сомнение лидерство Путина и его способность восстановить роль и статус России как ключевого игрока на Ближнем Востоке и на международной арене в целом.
На данном этапе важно отметить, что хотя падение режима в Дамаске, частично вызванное ослаблением Ирана и крахом "оси сопротивления", оказывает значительное влияние на баланс сил в Сирии и на Ближнем Востоке, уход России из региона, сопровождающийся сокращением её роли и утратой глобального статуса, имеет колоссальное геополитическое, стратегическое и символическое значение.
Сравнение этого события с выводом войск из Афганистана в 1989 году подчеркивает превращение России в региональную, азиатскую или только ядерную державу, неспособную больше реализовывать свои гегемонистские амбиции. Это событие, как ничто другое, знаменует переход к многополярному миру.
С другой стороны, сокращение присутствия России в Сирии в настоящий момент может стать триггером для Кремля, побуждая его разрабатывать альтернативную внешнюю политику. Такая политика может включать продвижение масштабных международных инициатив и проектов, которые помогут восстановить имидж России.
Например, укрепление стратегического партнерства с Китаем и его расширение на такие области, как киберпространство, космос и ядерные технологии, а также углубление сотрудничества и двусторонних/многосторонних торговых соглашений с другими членами форума БРИКС - Индией, Бразилией и Южной Африкой. Это становится особенно актуальным в свете присоединения с 1 января девяти новых стран: Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кубы, Боливии, Индонезии, Малайзии, Таиланда и Уганды.
Кроме того, Россия сможет перебросить еще больше ресурсов на войну против Украины, а также на попытки укрепления контроля за постсоветским пространством.