БАГАЦ представляет: неделя опьянения властью
Влиятельный функционер Ликуда Гидеон Саар опубликовал в газете Исраэль Ха Йом статью, в которой подверг резкой критике юридический активизм судей БАГАЦа.
Саар пишет, что всем своим сердцем верит в то, что нет демократии, достойной этого имени без независимого суда. Более того, законы, принятые Кнессетом могут, в исключительных случаях, становится объектом пересмотра юристами. На протяжении 72 лет существования государства, законодательная и судебная власти поддерживали этот статус, даже если в народе поднималась волна критики. Но есть только одна опасность, от которой никто не сможет защитить судебную систему - она сама.
Достаточно взглянуть на постановления Верховного Суда, выданные менее, чем за одну неделю. Отмена закона о депозитах инфильтрантов. Отмена электронной слежки ШАБАКа за больными коронавирусом. Приказ о запрете продлевать каденцию и.о. генпрокурора (до того как это решение было принято). Отмена запрета на пронос квасного в больницы в период Песаха. Двумя словами: опьянение властью. Где те дни, когда судьи в своих постановлениях писали о необходимости сдержанности когда речь заходит о полномочиях других ветвей власти? Проблема инфильтрантов - самый наглядный пример. БАГАЦ вмешивался четыре раза, в четыре закона, которые инициировали четыре министра внутренних дел. Период временного содержания под стражей инфильтрантов сократился с трех лет до трех месяцев. Максимальный срок содержания в Холот также был сведен к минимуму. И теперь отчисления части заработков инфильтрантов на депозит, который должен стимулировать их отбытие из страны также отменены.
Так судебная система нанесла удар по всем инструментам, которые должны были склонять инфильтрантов к выезду из страны. Инфильтранты поняли этот посыл очень хорошо - и выезд из страны значительно сократился. Кому нанесен ущерб? - Государству и его гражданам. Согласно постановлениям, не трудно рассмотреть что отменяя политику избранных правительств, судьи насаждают собственное видение мира. Однако, никто не выбирал судей насаждать их видение мира - в отличие от тех, кого выбрали для формулирования политики.
Главная опасность для суда - уже в самом факт того, что он вступает на политическую арену. Это хорошо осознавали наши гиганты прошлого. Президент БАГАЦа Моше Ландау в начале 80-х - после того, как почти 20 лет возглавлял Верховный Суд говорил : “Иногда мне кажется, что большинство судей БАГАЦа представляют себя этаким правительством мудрецов… И поэтому я призываю к большей сдержанности. Недаром в Торе написано: “Думайте перед вынесением вердикта, не поддавайтесь веяниям времени”. И это то, к чему я призываю - к сдержанности”.
Не только Верховный Суд ответственен за нынешнее состояние дел. На протяжении многих десятилетий Кнессет уклоняется от введения в действие основного закона о законодательстве. Этот закон, среди прочего регулирует возможности судебного пересмотра законов, его причины и границы. Политическая система также уклоняется от любых существенных реформ в системе судебной. Принятие основного закона о законодательстве - настоятельная необходимость. Если мы продолжим от этого уклоняться, это нанесет непоправимый ущерб доверию народа и к судебной, и к законодательной власти. Несмотря на различия в подходах и взглядах на эту проблему в Кнессете, я верю, что возможно написать широкое историческое соглашение вокруг такой сбалансированной законодательной инициативы - и чем быстрее, тем лучше.