Асад обманул даже своих родственников, перед бегством из Сирии
Башар Асад почти никому не доверил свои планы бежать из Сирии, когда его правление рухнуло. Вместо этого помощники, чиновники и даже родственники были обмануты или держались в неведении, сообщили Рейтер более дюжины человек, осведомленных о событиях.
За несколько часов до своего побега в Москву Асад на встрече с примерно 30 руководителями армии и служб безопасности в министерстве обороны в субботу заверил, что российская военная поддержка уже в пути, и призвал сухопутные войска держаться.
Гражданский персонал тоже не был в курсе событий.
По словам помощника из его ближайшего окружения, в субботу, закончив работу, Асад сказал своему менеджеру президентского офиса, что едет домой, но вместо этого направился в аэропорт.
Он также позвонил своему медиа-консультанту Бутайне Шаабан и попросил ее приехать к нему домой, чтобы написать ему речь, сказала помощница. Она приехала, но никого не обнаружила.
"Асад даже не сделал последнего рывка. Он даже не собрал свои войска", — сказал Надим Хури, исполнительный директор регионального аналитического центра Arab Reform Initiative. "Он позволил своим сторонникам столкнуться с собственной судьбой".
Асад даже не сообщил своему младшему брату Махеру, командующему элитной 4-й бронетанковой дивизией армии, о своем плане выхода, по словам трех помощников. Махер полетел на вертолете в Ирак, а затем в Россию, сказал один из источников.
Двоюродные братья Асада по материнской линии, Эхаб и Эйад Махлуф, также остались, когда Дамаск пал перед повстанцами, согласно сирийскому помощнику и ливанскому сотруднику службы безопасности. Пара попыталась бежать на машине в Ливан, но по дороге попали в засаду повстанцев, которые застрелили Эхаба и ранили Эйада, сказали они. Официального подтверждения смерти не было, и Reuters не смогло провести независимую проверку инцидента.
Сам Асад бежал из Дамаска на самолете в воскресенье, 8 декабря, пролетев вне поля зрения радаров с выключенным транспондером самолета, сообщили два региональных дипломата. Драматический уход положил конец его 24 годам правления и полувеку беспрерывной власти его семьи, а также резко остановил 13-летнюю гражданскую войну.
Он вылетел на российскую авиабазу Хмеймим в сирийском прибрежном городе Латакия, а оттуда — в Москву.