Скандинавские ледники тают с рекордной скоростью из-за глобального потепления
Ледники в Швеции и Норвегии стремительно тают под воздействием глобального потепления, вызванного изменением климата и выбросами парниковых газов. Согласно данным Европейской службы наблюдения за климатом "Коперник", 2024 год стал самым теплым за всю историю метеонаблюдений в Европе, что привело к беспрецедентному таянию скандинавских ледников, потерявших в среднем 1,8 метра толщины — значительно больше исторических норм.
Ученые бьют тревогу: если текущие климатические тенденции сохранятся, многие ледники в регионе могут исчезнуть в ближайшие десятилетия.
"Мы должны заботиться об этих ледниках. Они критически важны для энергетики, сельского хозяйства и водоснабжения", — подчеркнул Эрик Хусс, специалист по изучению ледников в Швеции.
Рассказывая о своем визите к леднику Корсагласирен в августе 2024 года, он поделился: "Я был потрясен, увидев, как его передняя часть рухнула. Это вызвало боль и слезы. Как он мог так быстро разрушиться?".
Несмотря на обильные снегопады в этом году, которые временно замедлили таяние, эксперты призывают не расслабляться.
Профессор Нина Кирхнер отметила: "Такие снежные зимы создают ложное чувство безопасности. В долгосрочной перспективе ледники в Швеции продолжат сокращаться".
По данным Всемирной метеорологической организации, ледники и снежный покров обеспечивают около 70% пресной воды планеты, поддерживая сельское хозяйство, промышленность и водоснабжение.
Ледники, которых в мире насчитывается более 275 тысяч, содержат около 170 тысяч кубических километров льда и служат не только источником воды, но и "капсулами времени", хранящими данные о климате и экосистемах. Их исчезновение угрожает хрупким экосистемам и биоразнообразию. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) предупреждает, что без радикального сокращения выбросов парниковых газов к 2100 году четыре из пяти ледников в Швеции могут полностью или значительно растаять.
Таяние ледников, хотя и является частью естественного цикла, происходит слишком быстро, не позволяя экосистемам адаптироваться.