Секс-роботы — идеальные конфуцианские жены?

Секс-роботы — идеальные конфуцианские жены?

Возвращение конфуцианства — одно из самых ярких и неожиданных интеллектуальных событий в Китае. Но не все новости хороши, даже для конфуцианцев. Наряду с возрождением конфуцианства некоторые идеи, диаметрально противоположные конфуцианским ценностям, тихо распространялись в форме ортодоксальных конфуцианских идей, маркируя их как таковые.

15 декабря 2024 года Confucius Studies — один из ведущих китайских академических журналов по конфуцианской философии — опубликовал статью Фан Сюйдуна "Роботы-компаньоны: конфуцианская защита" на своем аккаунте WeChat. В статье утверждается, что с "конфуцианской точки зрения" показано, что роботы-компаньоны (более известные как "секс-роботы") воплощают конфуцианскую фантазию о покорной жене. Несмотря на сильный индивидуализм и откровенную женоненавистничество статьи, она смогла пройти строгие академические рецензии и была опубликована, поскольку, как утверждается, отражает чисто традиционные конфуцианские ценности.

Фан Сюйдун, профессор Восточно-китайского педагогического университета, считает, что добродетель конфуцианской жены заключается в послушании, но эта концепция подверглась серьезному сомнению с момента подъема движения за гендерное равенство в современном Китае. Он с энтузиазмом пишет: "Секс-роботы воплощают конфуцианскую фантазию об идеальной жене".

Секс-робот, как следует из названия, — это робот, который имитирует сексуального партнера-человека и предназначен для удовлетворения сексуальных потребностей пользователя. Теоретически секс-робот может быть "мужским" или "женским", но воображение Фан Сюйдуна о секс-роботе предвзято относится к пользователю-мужчине: "Можно ожидать, что супер-интеллектуальный секс-робот будет не только выглядеть идеально, но и будет чутким и может быть настроен в соответствии с требованиями пользователя, чтобы максимально удовлетворить его индивидуальные потребности. Согласно запрограммированным настройкам, секс-робот нежен и внимателен к своему хозяину, послушен, трудолюбив и вечно предан... В другом смысле его также можно считать слугой хозяина. Самое главное, что, поскольку секс-робот не человек... Пользуясь его услугами, людям не нужно беспокоиться о том, будут ли определенные их действия считаться неуважением к нему".

Можно суммировать требования Фан Сюйдуна к секс-роботу/идеальной конфуцианской жене: 1) иметь красивую внешность, чтобы она могла удовлетворять сексуальные потребности пользователя; 2) находиться в отношениях хозяина и раба с пользователем; 3) не иметь моральной субъективности, чтобы ее можно было использовать/использовать не по назначению. В каком смысле секс-инструмент, который полностью лишен субъективности, является конфуцианским представлением об идеальной жене?

В истории конфуцианства идеальная пара — это царь Вэнь из Чжоу и его жена Тай Си. Вступительное стихотворение "Гуань Цзюй" в "Классике поэзии" рассказывает историю о том, как царь Вэнь добивается Тай Си и женится на ней: "Застенчива и стройна целомудренная девушка, Для сына правителя — любящая подруга".

Преследуемый субъект может принять или отвергнуть, и в ожидании времени любовь нежно взращивается. Поэтому король Вэнь также должен был испытать "искание ее, но не получение ее; Пробуждение и сон, желание спариться! Тоска, ах, тоска, ах! Ворочаться туда-сюда". В процессе ожидания любимого человека субъект также переживает и размышляет. Наконец, "с арфой и лютней, подружившись с ней" раскрывает аспект равенства между королем Вэнем и Тай Си, а "с колоколом и барабаном, радующими ее" указывает на грандиозную свадебную церемонию в соответствии с ритуальным приличием и образцовой музыкой.

Конфуцианский идеал идеальных супружеских отношений полностью искажен в описании Фан идеального секс-робота/идеальной конфуцианской жены. Секс-роботы не могут отказать, поэтому нет процесса "поиска"; нет равенства между секс-роботом и пользователем; секс-робот в конечном итоге не может сформировать настоящие супружеские отношения с пользователем.

Более того, отношения между супругами являются одними из пяти конфуцианских отношений (между правителем и министрами, отцом и сыном, мужем и женой, между братьями и сестрами и между друзьями). Ни один конфуцианский ученый никогда не утверждал, что идеальная жена — это покорная сексуальная рабыня. В конфуцианской философии жена, находящаяся в отношениях со своим мужем, является также невесткой для свекрови, матерью детей и бабушкой внуков. Она является этическим субъектом в различных человеческих отношениях, а не пассивным инструментом или игрушкой.

Когда контекст человеческих отношений удален и указана только черта "послушания", в каком контексте это все еще может считаться традиционным конфуцианским взглядом? Возможно ли, что этот, казалось бы, "конфуцианский" взгляд на самом деле является вульгарной концепцией индивидуализма, призванной удовлетворять мужские сексуальные желания, не отфильтрованные никакими этическими соображениями?

Эффективным критерием оценки является то, может ли использование машин способствовать развитию межличностных отношений, особенно с нашими близкими. Например, популяризация роботов-пылесосов в городах освобождает людей от некоторых домашних дел, позволяя людям проводить больше времени со своими семьями. Это можно рассматривать как практическое применение конфуцианской философии. Однако утверждение Фан о том, что секс-роботы являются идеальными конфуцианскими женами, одновременно утверждая, что люди не могут установить с ними настоящие супружеские отношения, является явно противоречивым.

Небольшая поправка к утверждению Фан Сюйдуна сделала бы его более связным: секс-робот может быть его идеальной женой, но не идеальной женой в традиционном конфуцианстве. На самом деле взгляды Фана ближе к индивидуализму, характеризующемуся уклонением от реальных человеческих отношений. Возможно, есть основания для секс-роботов, если кто-то по какой-либо причине не способен на сексуальные отношения с людьми. Но идея о том, что отношения с роботами могут быть лучше отношений с реальными людьми во имя конфуцианства, абсурдна, и такие заявления больше вредят конфуцианской традиции, чем возрождают ее.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK