Чужие!

Чужие!

Беседа с профессором психологии Бар-Иланского Университета Гилем Дизендроком.

Уважаемый профессор, вы работаете на факультете психологии в Центре исследований мозга Гонда при Университета Бар-Илана. Несмотря на то, что человечество прошло длинный путь развития, ненависть в нашем мире не исчезла. Я спрошу очень осторожно: не является ли расизм, антисемитизм и другие виды неприятия человека человеком свойством человеческой природы?

- К сожалению, те исследования, которые мне известны и которые провожу я сам, показывают, что это так. Мы изучаем поведение маленьких детей, пытаясь понять, существует ли у человека такая склонность еще до того, как он попадает в определенную систему воспитания. Еще до того, как у него формируется некое политическое сознание или логическое осмысление событий. Так вот, даже у самых маленьких детей мы видим примеры проявления дискриминации по отношению к тем, кто не является для них своим.

Психологи говорят, что если в группе взрослых попросить каждого выбрать одну картинку из двух, самых незамысловатых, то сразу же образуются две группы в соответствии с выбранными рисунками. И между ними немедленно начинается интеракция "свой-чужой". Нечто подобное происходит и у детей? Об этом вы говорите?

- Да, совершенно верно. Сейчас, например, мы проводим исследование в группе детей трех-четырех лет. Понятно, что ни у кого из них еще нет собственных, скажем так, политических или общественных предпочтений.

Ребенок приходит в лабораторию. Мы ему говорим, что он сейчас будет в группе "синих". На экране компьютера ребенок видит других участников и знаки их принадлежности к группе "синих" или "желтых". Он получает десять наклеек и должен разделить их так, как ему хочется. Деление на группы, разумеется, совершенно произвольное, и ребенок не знаком с другими участниками. Выяснилось, что дети больше наклеек дают "своим" и меньше "чужим". Таким образом, подобное разделение на группы, несмотря на его искусственность, приобретает большую значимость для детей.

У нас проводятся и более предметные, так сказать, исследования. Так, в одном из них мы пытались понять, как израильские дети пятилетнего возраста относятся к основному разделению, существующему в нашем регионе – между евреями и арабами. Выяснилось, что дети воспринимают эти две группы людей как реально и существенно отличающиеся друг от друга. То есть, для них это примерно, как два разных вида людей.

Так они это видят?

- Приведу пример. Мы рассказали им историю о том, что есть на планете такое место, где люди думают, что кошки и собаки – это одно и то же. И мы спрашивали детей: нужно ли исправить эту ошибку или оставить все как есть, потому что это нормально? Дети отвечали, что это ошибка, и ее нужно исправить. Тогда мы задали тот же вопрос, но по отношению к евреям и арабам: есть в мире такое место, где люди думают, что евреи и арабы – одно и то же. Есть ли здесь ошибка и нужно ли ее исправлять? Так вот, дети сказали, что это еще большая ошибка, и ее нужно обязательно исправить.

Это странно - детям всего по пять лет! Ведь не может быть так, чтобы их каждый день, как только они просыпаются, подвергали "промывке мозгов", внушающей им ненависть к людям другой национальности. Ведь мы же не ХАМАС, организующий лагеря для детей, где их учат воевать. Так откуда это?

- Интересно, что это явление наблюдается у детей, которые меньше знакомы с другими группами людей. Чем меньше, например, еврейский ребенок знает об арабах, или вообще не знаком с ними, тем больше в нем будет проявляться отношение к ним, как к “другим” людям, существенно отличающимся от его близких.

Значит, чем меньше я знаю о других, тем больше восполняю этот недостаток знания какими-то историями, которые и делают мое отношение более экстремальным?

- Именно так. Известно, что дети, получая огромное количество информации, стремятся как-то упорядочить свое видение мира. Очень важной частью этой информации является знание тех людей, которые находятся вокруг ребенка в обществе. Если дети слышат о какой-то группе населения, но не получают достаточной и разнообразной информации, то они, как вы правильно сказали, восполняют недостаток информации какими-то предрассудками или необоснованными выводами.

Допустим, я мог бы познакомить своих детей с представителями арабского населения, или религиозного, или с кем-то еще в Израиле. Но у меня нет возможности познакомить их, например, с китайцами, американцами, африканцами и т.д. Что же делать? Если это в природе человека, если для него естественно деление на “своих” и “чужих”, то это становится очень опасным в современном мире.

- Это не совсем правильное представление. Такое деление естественно для других биологических видов. Например, у обезьян, которых мы наблюдали, были заметны положительные ассоциации, направленные к представителям своей группы, и отрицательные – к чужим.

Внутри одного вида обезьян?

- Да. Мы исследовали определенный вид макак, у которых семьи насчитывают сотни особей. Так вот, обезьяны из группы A проявляли предпочтение к представителям своей группы и дискриминацию по отношению к представителям группы B.
Когда же мы говорим о человеке, то кроме его природы, огромное значение имеет влияние общества и воспитание. Хотя вопрос о том, что делать с нашей неприязнью друг к другу, все-равно очень сложен.

Есть два пути. Прежде всего, очень важно подчеркнуть тот факт, что мы можем воспринимать любого человека, как представителя какой-то группы населения или просто как человека, индивидуума. И чем больше взрослые будут относиться к людям как к отдельным личностям, не подчеркивая их национальной принадлежности, тем меньше шансов, что в ребенке будет развиваться отношение к арабам и евреям, как к двум разным видам людей. Это один путь.

Другой - он, возможно, больше теоретический, но все-таки есть факты, говорящие о его перспективности. Считается, что есть две основные эволюционные причины нашей склонности делить людей на "своих" и "чужих". Первая заключается в естественном желании человека оградить и защитить себя от тех, кто потенциально может быть ему опасен. Вторая - это стремление объединиться в группу, чтобы вместе достичь больших успехов. Две эти причины могут привести к совершенно различным результатам. Если я вижу в другом человеке врага, от которого нужно защищаться, это, конечно, может привести к проявлениям расизма, к дискриминации и ненависти. А вот объединение в группу ради общих целей вовсе не обязательно приводит к негативной интеракции.

Знаете, это не очень утешает. Если, как известно, с природой не поспоришь, то получается, что мы просто приговорены к войнам и конфликтам?

- Даже если не принимать во внимание, что я - оптимист, могу вас заверить, что это не так! В наших исследованиях с самыми маленькими детьми мы видим, что используя очень простые способы, можно быстро, буквально после одной встречи, изменить их восприятие в позитивную сторону.

Вы можете привести пример?

- Было проведено исследование восприятия маленьких детей. Мы показали им два клипа. В первом - две девочки играют вместе, собирая лего, а во втором – те же девочки ссорятся. Каждая группа детей видела только один из этих клипов. После просмотра мы показывали им картинки с изображениями людей. Например, несколько фотографий белокожих людей, а затем пару, в которой один был белым, а второй - чернокожим.

Так вот, выяснилось, что те дети, которые видели первый клип, где девочки играют вместе, не проявили никакой дискриминации в отношении людей с другим цветом кожи, что обычно отмечается. То есть, клип, показывающий сотрудничество, поощряет хорошее отношение к другим группам и снимает проявления отторжения.
Я хочу сказать, что если бы мы жили в обществе, которое всячески поощряет сотрудничество и терпимость, то мы бы меньше сталкивались с проблемами, о которых говорим, а люди больше стремились бы к взаимности.

Но реально все наше окружение, - начиная с компьютерных игр, средств массовой информации и заканчивая всевозможными конфликтами, с которыми мы сталкиваемся во всех сферах жизни, - все подталкивает нас к проявлениям ненависти и соперничества.

- Прежде всего, есть разные виды соперничества и сотрудничества. Они могут быть основаны на принадлежности к какой-то группе, а могут быть и просто между отдельными людьми, как индивидуумами. Я не голосую за общество, которое вообще подавляет какое-либо соперничество, так как стремление к соперничеству естественно в человеке. Но социум может направлять природные качества человека на приемлемые для общества цели.

Например, мы можем соревноваться в том, кто внесет больший вклад в успех своего окружения, своей группы.

- Верно. Кстати, в этом смысле дети очень озабочены тем, как они воспринимаются другими. Есть новые исследования на эту тему, которые показывают, что если на ребенка смотрят другие дети из его группы, то он будет больше сотрудничать, больше делиться с другими и т.д. Когда же на него смотрят дети из других групп, таких проявлений становится меньше. Это говорит о том, что для поддержания своей репутации в группе ребенок готов сотрудничать, потому что хорошая репутация важна для него.

Итак, подытожим: чтобы сосуществовать, несмотря на нашу природу, стоит создавать окружение, которое показывало бы нам примеры сотрудничества, а не войн и конфликтов. Внутри этого окружения необходимо поощрять тех, кто привносит свой вклад в развитие взаимодействия. Это так, профессор? На детях это будет работать?

- На детях точно будет!

И из них вырастут - в хорошем окружении - взрослые, настроенные на сотрудничество, которые потом воспитают дружественно настроенных детей, понимающих, что все люди - это один вид!

- Еще раз подчеркну - я оптимист, и наши исследования дают для этого основания.

Перевод: Галит Шайкевич

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK