Семь путей, семь дорог…
Накануне окончания срока, отведенного на переговоры по иранской ядерной проблеме, иранские СМИ публикуют возможные сценарии, на основе которых будут развиваться дальнейшие события.
Первый сценарий
Стороны знают, что перемирие не существует, и только намерены в мире политики возложить ответственность за провал переговоров на противоположную сторону, и убедить мировую общественность в перспективах своих будущих планов.
То, что делает этот сценарий наиболее вероятным, фундаментальные разногласия Ирана и Запада в отношении вопроса Палестины и Израиля, противоположных интересов на Ближнем Востоке, которые подвергает угрозе национальную безопасность ИРИ.
Второй сценарий
Стороны стремятся посредством психологической войны, выходящей за рамки материальной выгоды, любым возможным путем выйти победителем из переговоров, и каждая сторона думает лишь о "хорошей" договоренности в рамках игры "выигрыш-поражение".
С точки зрения Запада, ядерная мощь Ирана не должна достигнуть промышленного уровня и должна остаться на исследовательском уровне. Тогда как с точки зрения Тегерана, ядерные программы Ирана прошли точку возврата, и договоренность не может быть достигнута без отмены санкций.
Третий сценарий
Наряду с процессом переговоров, стороны предоставляют своим друзьям и партнерам возможность для подготовки своих сил. Эти переговоры приведут к изменению регионального и даже мирового баланса сил. В этом сценарии невозможна партия "победа-победа", одна из сторон станет победителем, а другая – проиграет.
Четвертый сценарий
Западная сторона приходит к выводу, что угрожать Ирану извне является неэффективным, и надо действовать изнутри.
Пятый сценарий
ИРИ рассматривает политику поддержки исламского пробуждения, продолжения процесса Сопротивления и противостояния империалистическим планам Запада в качестве неотъемлемой части этих переговоров, и ни при каких условиях не забывает о них.
В этом сценарии, Запад ни в коем случае не ослабляет санкции. Вашингтон рассматривает политику санкций в качестве козырной карты, которая может служить фактором давления даже при достижении относительной договоренности.
Запад не искренен в своей игре, и скрывает свои подлинные мотивы. Результатом переговоров внешне объявляется "победа-победа", но истинный результат отличается от этого.
Шестой сценарий
Также как Запад обдумывает соглашение с сохранением санкций, ИРИ в ответ прибегает к стратегии продолжения переговоров и одновременного использования потенциала сопротивления в Сирии, Ираке, Бахрейне, Йемене и других исламских странах, в качестве фактора давления на западные державы; с тем чтобы вынудить противную сторону принять законные требования иранского народа.
В данном сценарии интересным является разнообразность интересов стран-членов группы 5+1. У России и Китая наибольшие экономические взаимоотношения с Ираном. Продолжение нынешней ситуации для них, в особенности для России, в отношении которой также введены санкции, является не только угрозой, но и дополнительной возможностью для Москвы. Пекин действует более независимо, чем Москвы, но и китайцы не желают действовать вопреки интересам Ирана.
Ни одна из стран Шестерки не принимает военную стратегию ИРИ в отношении Израиля. Однако степень их несогласия отличается. В случае возникновения войны в регионе, ожидается, что их действия не будут аналогичными.
Как бы то ни было, в этом сценарии обе стороны рекламируют итог "победа-победа".
Седьмой сценарий
Империалистический строй всегда стремится наказать ИРИ и сделать из этого поучительный урок для других независимых государств. Когда Буш-старший в 1991 году во время нападения на Ирак объявляет, что "наконец-то мы покончили с ужасом Вьетнамской войны, это означает, что американцы чересчур гордятся своей военной мощью, за счет которой хотят добиться престижа и уважения на международном уровне, и прибегают к этому к любым средствам.
Другим примером является события, произошедшие после 11 сентября, которые стали стартом двух больших войн в регионе – в Ираке и Афганистане. Вполне возможно, что после достижения соглашения с Ираном, американцы объявят, что они отомстили за ужас взятия в заложники в 1979 году и их провального военного и экономического вмешательства в Иране.
Дипломатический язык Ирана в этих переговорах должен быть предельно четким. Следует избегать неточных выражений, которые могут привести к злоупотреблению противоположной стороны.
В этом сценарии Запад пытается изменить трактовку идеологических выражений и создать раскол между друзьями исламской революции.
Можно с уверенность сказать, что каждый из этих сценариев повлечет за собой широкий спектр внутренних, региональных и международных последствий.