Израиль. Где взять 12 миллиардов?
Обещано правительством немало, а денег в казне нет
Как говорят знающие люди в Министерстве финансов, если не будут внесены изменения в коалиционные соглашения, уменьшающие обязательства правительства, а также не будут сокращены обязательства по отношению к Министерству обороны, то у правительства просто не будет иного выбора, как сократить бюджет 2016 года почти на 12 миллиардов шекелей. Уже намеченное на начало недели обсуждение нового бюджета было отменено, поскольку министр финансов Кахлон и заместитель министра здравоохранения и глава партии "Еврейство Торы" раввин Яаков Лицман не смогли договориться об уменьшении стоимости коалиционных соглашений, которая достигает 9 миллиардов шекелей.
Еще до выборов разрыв между обязательствами, которое взяло на себя правительство на 2016 год, и ожидаемыми доходами в этом году составлял почти 5 миллиардов шекелей. К этому добавились обязательства по отношению к коалиционным партнерам в размере почти 9 миллиардов шекелей и обязательства по отношению к системе безопасности, достигающие 4-7 миллиардов шекелей (точная сумма зависит от рекомендаций комиссии Локера, которые пока не обнародованы). Таким образом, в Министерстве финансов видят перед собой "дыру" размером в 20 миллиардов шекелей, которую надо затыкать. Увеличение дефицита госбюджета с 2,5% до 2,9% даст почти 4 миллиарда, налоги на инвесторов на рынке недвижимости, на наследства и пенсионные сбережения – еще 4 миллиарда. Но еще 12 миллиардов затыкать уже нечем, кроме как либо повышением налогов, либо дополнительным увеличением госбюджета, либо сокращением других пунктов бюджета. Каждый из этих вариантов является проблематичным. В Минфине категорически возражают против увеличения дефицита.
Экономисты утверждают, что экономика Израиля находится сегодня в хорошем состоянии, с низкой безработицей и высокими налоговыми поступлениями, и поэтому дефицит госбюджета в 2,9% итак является завышенным, более подходящим периоду кризиса.
Насчет повышения налогов и политики и экономисты едины во мнении о том, что этого повышения лучше избежать. Рост НДС, подоходного налога или налога на прибыль компаний только ударит по экономическому росту и в конце концов уменьшит доходы государства. Тем более, что после повышения НДС в 2012 и 2013 годах дополнительное повышение просто нежелательно.
Так что остается только значительное сокращение бюджета. В Минфине уже составили для премьер-министра и министра финансов список возможных сокращений, но его проблема в том, что сумма и близко не приближается к 12 миллиардам. Проблема Кахлона состоит еще и в том, что он не может обратиться к "традиционным" источникам, откуда обычно Минфин черпает деньги. Военный бюджет недоступен, к детским пособиям не подступиться, а сокращение зарплат в госсекторе вообще является нереальным накануне подписания нового коллективного соглашения в госсекторе.