Александр Водовоз:  в своей квартире пережить кризис легче

Александр Водовоз: в своей квартире пережить кризис легче

Израиль захватила «квартирная лихорадка». Едва пережив кризис пандемии, израильтяне и иностранцы кинулись скупать недвижимость. Квартир не хватает, цены растут. Что происходило и происходит с нами и нашими финансами в послекризисный и послевоенный период? Специалист в сфере финансов и ипотечного кредитования, совладелец финансовой компании ВМС Александр Водовоз рассказал, кто заработал на кризисе, почему некоторые израильтяне не хотят выходить на работу, и как купить квартиру с минимальными вложениями.

- Пандемия, кризис, война. В такой нестабильной ситуации люди теряются, не знают, как решать свои финансовые трудности и обеспечить свое будущее, будущее детей?

- Во-первых, хочу внести в наш разговор некую долю оптимизма. Специалисты, несмотря на все катаклизмы, отмечают оптимистические настроения на рынке. Он оживает начинает покупать, заказывать, продавать. В связи с эскалацией напряженности произошло некоторое замедление, но, как и в предыдущие военные компании, на экономике это слабо сказалось. Например, биржевые показатели уже вернулись на прежний уровень.

- Значит такие моменты заложены в нашей экономике и финансовой системе?

- Это значит, что, есть уверенность в том, что мы победим. Военная операция никак не сказалась ни на внутреннем рынке ценных бумаг, ни на международном кредитном рейтинге государства Израиль. То есть рисков не выплатить по кредитам у нас не стало больше.

- Это прекрасно и радостно слышать, но откуда у государства деньги, выплачивать такому количеству людей пособия, компенсации? Не рухнет ли в какой-то момент эта схема?

- У государства есть машинка и находится она в Центробанке Израиля. Эта машинка умеет печатать деньги. Но, если говорить серьезно, это общепринятая мера во время кризиса во всем мире. Печатаются деньги во всех странах, печатаются шекели, доллары, рубли.

- Вопрос, как это скажется на уровне инфляции?

- Это интересно, потому что тут есть два фактора влияния. С одной стороны, на рынке собирается много денег, и эти деньги надо куда-то тратить. Соответсвенно, растут цены. С другой стороны, деньги выдаются людям, которые не работают. Раньше они работали, получали зарплату, ее же и тратили. Теперь они получают деньги от государства и тратят их. Помимо этого, параллельно с государственными субсидиями, активировался неофициальный рынок труда. Инфляция выросла на 1,1% с начала года, это немного.

- Кто, собственно говоря, будет платить по государственным долгам?

- 20-й год закончился таким образом, что бюджетный дефицит оказался ниже ожидаемого. Общие финансовые показатели не такие плохие. Курс шекеля остается стабильным. Есть три основных источника финансирования государственной антикризисной программы: выпуск облигаций на международном рынке, где у Израиля хороший кредитный рейтинг, налоги от бизнес деятельности в пост кризисный период, включая налоги от сделок по недвижимости и взимание компенсаций с той части населения, которая, по своим финансовым показателям, не должна была получить субсидии в 2020 году.

- К тому же во время кризиса пандемии, многие отрасли экономики как работали до «короны», так и продолжали.

- Да. А некоторые категории бизнесов в кризис очень хорошо заработали. Например, супермаркеты продуктов питания, производители и продавцы предметов первой необходимости, масок - в первую очередь. Есть целые категории людей, которые продолжили работать и зарабатывать: госслужащие, хайтек и так далее.

- Был очень короткий период между «короной» и войной. Успело что-то восстановиться?

- Надо начать с самого начала и понять, что случилось за время короны. Так вот, я думаю, очень важный сдвиг в обществе произошел в отношении работы, занятости, и это очень сильно сказалось на рынке труда. Большинство граждан вышли в оплачиваемый отпуск (халат). За год они привыкли получать пособия и не работать. Поэтому, когда бизнесы стали постепенно открываться, наемные работники не спешили возвращаться на свои рабочие места. А зачем? Вы же сидя дома, получаете столько же, сколько зарабатывали на работе.

- Но эти «благословенные» времена заканчиваются.

- Сейчас, когда прекращают платить по безработице, народ начал потихоньку двигаться, выходить на свои рабочие места или искать работу. Тенденция эта уже чувствовалась, когда снизилось количество заболевших короновирусом. Знаете, психология опережает экономику, психологически народ вышел из кризиса, а финансово ещё нет. И наше государство, несмотря на вливания, о которых мы говорили, все-таки не может содержать такое количество безработных.

- Теперь мы все возьмемся за ум, выйдем на работу, вернемся к рутине, как у нас говорят, и, наверное, серьезнее задумаемся о нашем будущем, о том, что в таких экстренных ситуациях необходимы какие-то дополнительные ресурсы.

- К вопросу о влиянии кризиса на мировоззрение людей, на их отношение к экономике, к личным финансы, я поражаюсь неожиданному явлению - стремительному росту спроса на покупку недвижимости и, соответственно, на банковские кредиты и ипотеки (машканта). А произошло вот, что - люди, которые живут на съёмных квартирах, испытали на себе, как высок риск потерять работу и, следовательно, возможность оплачивать аренду квартиры. Все вдруг увидели, что своя квартира это надежно, прибыльно и удобно. Люди, которые снимаю квартиры, пережили кризис намного тяжелее, в отличие от тех, у кого имеется квартира в собственности.

- Не смотря на то, что большинство выплачивает ипотеку?

- Дело, в том, что банки дали людям возможность отложить выплаты по ипотекам и по кредитам практически на год. И получается, что в своей квартире пережить кризис легче. Народ стал покупать квартиры. И покупают не только граждане Израиля, но и иностранцы. То, каким образом Израиль борется с пандемией, впечатлило евреев Америки, Франции, России, других стран. И на этом фоне они стали скупать здесь недвижимость, а многие и захотели переехать.

- Сегодня любой иностранец может купить квартиру в Израиле или только тот, у кого есть еврейские корни?

- В Израиле есть два вида земли: государственная и частная. Земля частная может быть куплена кем угодно, а квартиры, построенные на государственной земле - только люди, имеющие право на репатриацию. И, по факту я вижу, что происходит что-то вроде «квартирной лихорадки». А иностранцы скупают недвижимость, даже не видя этих квартир - по доверенности.

- Очевидно у них здесь должны быть очень надежные доверенные партнеры, те, кто предлагает варианты, заключает сделки, открывает счета и так далее.

- Безусловно. А кроме того, компания должна уметь общаться с клиентом удаленно. Мы представляем такие услуги: покупаем квартиру, открываем банковский счёт, оформляем ипотеку и далее обслуживаем эту квартиру. Во время пандемии рынок приспособился к таким отношениям.

- Чем привлекает россиян и граждан бывшего СНГ рынок недвижимости Израиля?

- Для россиян здесь может быть альтернатива российским банкам, которые резко снизили процент по вкладам. Они покупают квартиры под сдачу в аренду или для личного пользования. Есть люди, которые покупают недвижимость не ради дохода, а ради сохранения денег. Вы вложили деньги и они потихоньку растут. Некоторые клиенты покупают целый «портфель» недвижимости.

- Несмотря на то, что это очень дорого относительно других стран. Что влияет на цены у нас.

- Израиль это маленькая страна, с маленькой территорией, но с быстрорастущим населением. И всё это отражается на нашем рынке, в общем, и на ценах на недвижимость, в частности. И мы знаем пути как выжить. То есть, в период пандемии мы открыли много новых бизнесов, соответствующих ситуации. Многие нашли в себе силы, «перестроиться» и придумали как выживать и зарабатывать деньги своим трудом. Поэтому покупательная способность не упала. Случилось обратное - спрос превысил предложение. Желание покупать есть, а земли нет. Растет население, приезжают репатрианты. Плюс к этому закрыли программу «Цена для новосела» («Мехир ле-миштакен»), когда участвуя в лотерее, можно было выиграть квартиру в новостройке по льготной цене, получив ипотеку (машканту) на 90%, и добавив 10% на первый взнос. И это всё очень сильно влияет на рост цен.

- А где же взять деньги на новую квартиру. Какие есть варианты ипотек, ссуд, кредитов.

- Рынок в Израиле довольно либеральный. И есть разные варианты кредитования. Банки готовы давать. Но самый важный вопрос, как вы будете эти деньги возвращать.

- Что вы посоветуете?

- С помощью специалиста рассмотреть вашу ситуацию со всех возможных сторон и подобрать оптимальный вариант. Если, допустим, вы готовы выплачивать внушительную сумму в месяц, банки без проблем дадут вам и машканту, и кредит на первый взнос. Если нет, надо искать другой вариант: машканта под залог квартиры, которая у вас уже в собственности, или под залог квартиры родителей, или множество других вариантов. Главное понимать, что квартиры приносят стабильный доход и тем самым обеспечивают будущее.

Группа компаний ВМС специализируется на комплексном решении всех финансовых вопросов от страховки, ипотеки, пенсионного обеспечения до возврата налогов и банковских ссуд. В компании работают 50 человек. Главный офис находится в Натании.

Александр Водовоз, совладелец и руководитель финансового департамента ВМС, магистр в области экономики и финансов. Закончил Тель-Авивский университет. В сфере финансов работает более 21 лет, в том числе занимал ответственные должности в банке "Апоалим".

На правах рекламы

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK