Последнее французское предупреждение
Министр иностранных дел Франции Лорен Фабиус прибывает сегодня, 21 июня, с "молниеносным" визитом в Иерусалим и Рамаллу.
Единственной целью визита является "реанимация" мирного процесса.
Фабиус прибывает в Иерусалим после того, как провел в Каире переговоры с президентом Египта Абдель-Фаттахом Сиси. Минувшей ночью Фабиус провел телефонные переговоры с несколькими арабскими министрами иностранных дел.
Все это не случайно: за последние полтора года Франция укрепила свои связи с арабскими странами, в первую очередь, Саудовской Аравией и деспотиями Залива. Сближение наиболее ярко проявляется в двух областях – жесткой позиции на переговорах по иранской ядерной программе и не менее жесткой позиции в отношении необходимости разрешения палестино-израильского конфликта по формуле "два государства для двух народов" – "в границах 1967 года".
Если Израиль безусловно приветствует французские демарши относительно иранской ядерной программы, этого, конечно, нельзя сказать о "борьбе за мир" в регионе. На фоне того, что сделка с Ираном представляется практически свершившимся фактом, французская дипломатия применяет высвободившуюся энергию для решения палестино-израильского конфликта.
Предполагается, что Фабиус будет давить на Нетаниягу с тем, чтобы тот представил "новую и храбрую инициативу" для выхода из тупика, в который зашел переговорный процесс. В противном случае Франция угрожает выйти в Совет Безопасности с резолюцией призывающей к созданию палестинского государства "в границах 1967 года". Этот шаг согласован с арабскими государствами – теми самыми государствами, которые Нетаниягу называет "умеренными" и в улучшении отношений с которыми он высказывает крайнюю заинтересованность. Одним из вариантов исхода переговоров с Нетаниягу, на который, по всей видимости, рассчитывает Фабиус, является принятие арабской инициативы 2002 года, выдвинутой Саудовской Аравией. Согласно этому плану, арабские государства признают Израиль в обмен на независимость Палестины.
Фабиус будет давить не только на Нетаниягу, но и на Махмуда Аббаса. Аббас боится, что его будут понуждать признать еврейский характер Израиля, или, по меньшей мере "национальное государство для еврейского народа". С последней формулой согласятся и американцы – но Аббас попытается всеми силами отвергнуть ее. Фабиус будет настаивать на том, чтобы Аббас проявлял больше гибкости, если он не хочет, подобно Нетаниягу, столкнуться с угрозой международной изоляции.
В отличие от всех предыдущих европейских гостей, взывавших к возобновлению мирного процесса, Фабиус едет в Иерусалим с конкретной угрозой. В итоге, и Нетаниягу, и Аббас, могут оказаться в неприятной для них ситуации и с большими основаниями для беспокойства, чем у них было до визита высокого гостя.