Почему нельзя защитить границы 67-го года

Выступление Биньямина Нетаниягу в американском Конгрессе, где израильский премьер осмелился сказать очевидную истину – так называемые "границы 67-го года" невозможно защитить, вызвали бурю возмущения в западной прессе.

Критики Нетаниягу указывают на то, что Израиль победил в нескольких войнах до 67-года, и значит защита еще более "узкого" Израиля возможна. Критики Нетаниягу, и теоретики "границ 67-года", как правило, находятся на комфортном удалении от Израиля. Жесткая реальность такова, что Израиль, страна с небольшой регулярной армией окружен врагами с большими регулярными армиями. Эти враги могут договориться и нанести по Израилю неожиданный удар, как это уже случалось неоднократно в прошлом.

Нетаниягу не является автором новой концепции. На невозможность защиты границ, существовавших до июня 1967 года указывал заместитель министра обороны и затем министр иностранных дел Израиля Игаль Алон в начале 70-х годов. Наиболее ясно он изложил свои аргументы в статье, опубликованной в журнале Foreign Affairs в 1976 году. Он указал на то, что так называемые "границы 67-года" являются не более, чем линией прекращения огня и никогда не рассматривались в качестве финальной политической границы. Алон процитировал выступление посла США в ООН Артура Голдберга в 1967 году. Голдберг заметил, что данные границы "не являются ни безопасными, ни признанными". Знаменитая резолюция ООН 242 призывает к "выводу израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных в ходе последнего конфликта". Резолюция, однако, не указывает на то, что Израиль должен эвакуировать все оккупированные территории. В резолюции также ничего не говорится о "границах 67-го года" и указывается лишь на необходимость "создания безопасных и признанных границ".

По плану Алона, в состав территории Израиля должна была войти большая часть Иорданской долины. Поскольку эта территория поднимается до 2000 метров выше уровня моря, она представляет собой значимый природный барьер, который небольшие израильские силы смогут удерживать некоторое время, пока в стране будет проводиться всеобщая мобилизация. Контроль над Иорданской долиной также позволяет Израилю предотвратить контрабанду оружия, боеприпасов и ракет на Западный берег.

Некоторые из критиков Нетаниягу указывают на то, что главной угрозой для Алона был возможный проход иракской армии через территорию Иордании, угроза, которая, по мнению критиков перестала существовать вместе с Саддамом Хуссейном. Израильское стратегическое планирование, однако, не может быть ограничено реалиями 2011 года. Никто не может знать, и никто не может гарантировать, какую позицию займет Ирак через пять лет. Он может стать богатой нефтяной сатрапией или даже демократией – другом и союзником США в регионе. Он также может превратиться в вооруженного до зубов иранского сателлита, раздувающего пожар войны в регионе. Характерно, что, саудовцы не полагаются на авось и арабскую солидарность, а строят укрепленные районы и заграждения на границе с Ираком.

В случае, если естественный барьер иорданской долины, прикрывавший Израиль на протяжении четырех десятилетий перестанет существовать, королевство Иордания превратится в заманчивую цель для джихадистов всего мира. Иордания может превратиться в мост, связывающий "Аль-Каиду" Ирака с палестинскими террористами. На пике гражданской войны в Ираке, в 2007 году, джихадисты уже пытались начать вербовку в приграничном районе Ибрид. Тогда попытка создания иорданского форпоста для броска на Западный берег была пресечена, но кто сказал что эта попытка – последняя?

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK