Между злым и добрым "полицейскими"

Между злым и добрым "полицейскими"

И без того запутанный клубок палестино-израильских отношений осложнился неожиданным конфликтом между двумя главными миротворцами, Бараком Обамой и госсекретарем Джоном Керри. Как заявляют в Госдепартаменте США действия президента подрывают усилия и достижения Керри в деле ближневосточного урегулирования.

Поводом стало интервью Обамы телеканалу Bloomberg, в котором он жестко высказался в адрес позиции израильского премьера Нетаниягу. По мнению Керри и его сотрудников, такое интервью может негативно сказаться на доверии Израиля к США. Особое возмущение вызвал тот факт, что президент даже не предупредил главу Госдепартамента о том, что собирается говорить со СМИ на тему палестино-израильского урегулирования.
Интервью Обамы вышло в эфир 3 марта, когда Нетаниягу направлялся в США. Несомненно, оно должно было создать соответствующую атмосферу на встрече двух лидеров. Риторические вопросы: “Готовы ли вы продолжать оккупацию Западного берега? Ограничиваете ли вы свободу передвижения для палестинцев? Ограничиваете ли вы права израильских арабов?” уже содержат в себе обвинения. Нетаниягу предлагалось выдвинуть альтернативный план, если он не приемлет рамочное соглашение Керри. Ему указывали, что лучше заключить соглашение с «умеренным» Аббасом, чем иметь дело с его преемником, который может оказаться еще более несговорчивым. Обама предупреждал, что время, отпущенное Израилю (именно Израилю, а не обеим сторонам) на достижение соглашения о создании палестинского государства, истекает и критиковал продолжение строительства за “зеленой чертой”. Не обошлось и без угроз: по словам американского президента, упрямство Израиля скажется на его международном положении и затруднит его защиту в ООН со стороны США.
Обозреватели говорят о серьезных разногласиях между Обамой и Керри. Корни конфликта восходят к сирийскому вопросу – госсекретарь считает, что Белый дом занял пассивную позицию в отношении Дамаска, и это идет во вред интересам США.

Собственно, Обаме не осталось иного выхода, как компенсировать за счет Израиля свои провалы в Сирии и неспособность остановить ядерную программу Ирана. Именно поэтому он бесцеремонно вмешивается в процесс, практически сорванный, по его словам, Джоном Керри. Поводом для такого упрека стала встреча Керри и Аббаса в Париже, на которой глава ПНА назвал проект рамочного соглашения неприемлемым, а идею создать столицу Палестинского государства в иерусалимском пригороде Бейт-Ханина - безумием.

Есть мнение, что Обама решил поиграть в «плохого полицейского». Это не означает, что Керри - «хороший полицейский». К своей посреднической миссии он относится практично, не испытывая симпатии ни к одной из сторон. Но Керри действует как профессиональный дипломат и исходит из того, что для заключение сделки должны быть учтены интересы обоих участников. Его неустанные визиты на Ближний Восток направлены на то, чтобы каким-то образом привести эти интересы к общему знаменателю. Его несомненная заслуга в том, что переговоры начались.

Обама же считает, что можно добиться результата жестким давлением. Видимо, Нобелевскому лауреату мира не дают покоя лавры Картера и Клинтона, при которых на Ближнем Востоке были заключены важные соглашения. Не последнюю роль играет его личная неприязнь к Нетаниягу. Сегодня многие в США считают, что позиция президента продиктована его амбициями и пристрастиями и противоречит американским интересам.

Среди обозревателей нет единого мнения о том, как повлияли на поведение Обамы украинские события. Одни полагают, угроза войны в Европе гораздо опаснее для Обамы, чем привычные проблемы Ближнего Востока. Поэтому выступление президента накануне встречи с Нетаниягу прозвучало более сдержанно, чем скандальное интервью.

Однако некоторые считают, что причиной резких заявлений Обамы стал как раз украинский кризис. Мол, президент давал интервью, зная о вторжении российских войск в Крым, означающем, что Россия демонстративно проигнорировала международный авторитет США. Уже не в первый раз пасуя перед Путиным, Обама решил отыграться на израильском премьере.

Представители ПНА почувствовали поддержку и намерены использовать ее по максимуму. Обама не впервые подсказывает палестинцам новые требования. Так было в 2009 году, когда глава Белого дома предложил полностью ликвидировать еврейские поселения на Западном берегу. Сегодня Аббас ухватился за угрозу международной изоляции Израиля и, очевидно, будет развивать эту идею в своих очередных обращениях в ООН. Переговоры уже объявлены палестинской стороной сорванными по вине Израиля; они возобновятся, лишь когда Иерусалим выполнит все палестинские требования. Хотя скорее всего, наши партнеры удовлетворятся отдельными «жестами доброй воли» вроде освобождения новых партий террористов.

Нетаниягу, возвращаясь из Вашингтона, дал одно из редких интервью израильским СМИ, высказавшись на редкость лаконично: он заявил, что не обещал заморозить строительство поселений, не подпишет соглашение, угрожающее безопасности Израиля, и постарается избежать одностороннего отступления. Из этого можно сделать вывод, что израильский премьер постарался избежать острых вопросов в разговоре с Обамой. Вероятно, он надеется на поддержку Керри – не потому что тот является другом Израиля, а потому что в его походе пока что больше здравого смысла и логики.

Но и Керри может стать объектом давления. Вряд ли он пойдет на углубление конфликта с президентом; скорее, наоборот, госсекретарь постарается изменить рамочное соглашение, подстроив его под позицию Обамы. Не случайно Госдепартамент уже заявил, что признание Израиля как еврейского государства не может быть навязано палестинцам как предварительное условие для прямых переговоров. Так что возвращение «доброго полицейского» вряд ли изменит положение Израиля, которому стоит рассчитывать только на себя.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK