Между Хизбаллой и Аль-Каидой. ЦАХАЛ на горе Хермон
Портал ynet взял интервью у командира Бригады Хермон полковника Авиноама Столовица.
Подразделение Столовица занимает уникальную позицию и охраняет один из наиболее сложных участков границы. С самой высокой точки на территории Израиля (высота горы - 2224 метра) видны небоскребы Дамаска.
Внизу - деревня Бейт Джанин, предместье города Бейт Джан, последнего бастиона сил Асада на Голанских высотах. Полковник Столовиц говорит: "Здесь они - сотни вооруженных мятежников, в деревнях, которые вы видите прямо перед собой, штурмуют две оставшиеся базы Асада - две последние базы, которые сирийская армия контролирует на Голанах. Иногда можно видеть, как минометами обстреливают деревни с окраин".
Ассад утратил контроль над 80% границы с Израилем - от Хамат Гадер до реки Ярмук и горы Хермон. Но как и ЦАХАЛ во время Войны Судного Дня, сирийская армия продолжает сражаться до последнего за наблюдательный пост, с которого она может следить за ЦАХАЛем и вести обстрел его позиций.
Но это - не главная причина разворачивающейся драмы. В тот момент, когда сирийская часть Хермона падет, остаток южного маршрута, связывающего Сирию и Ливан, окажется под контролем мятежников. Только тайные укрепления "Хизбаллы" в ливанской части Хермон, в Джабель ар-Рас, будут стоять на пути мятежников и препятствовать тому, чтобы они отвоевали себе ливанский плацдарм.
Мятежники пользуются любой возможностью для, того, чтобы приблизиться к достижению этой цели. Камеры наблюдений ЦАХАЛа зафиксировали, что на протяжении последних двух месяцев они упорно тренируются готовятся к захвату военного поста - пока не ясно чьего, сирийского или израильского.
Со своей стороны Асад и Хизбалла", точно также как в горном районе Каламун, вкладывает огромное усилие в поддержание своего присутствия и расширения плацдарма в районе Кунейтры и на горе Хермон. Подробнее об этом можно прочитать в материале "Радван, дивизия “Хизбаллы” на Голанских высотах".
Обе стороны пережили суровую зиму, и теперь все ожидают решающей летней схватки за господство на Хермон. Существуют две вероятности - победа мятежников, переплетенных с Аль-Каидой и ISIS, или победа сирийской армии, в союзе с "Хизбаллой" и под руководством корпуса стражей исламской революции Ирана.
Обе эти вероятности не сулят ничего хорошего Израилю. Командиры ЦАХАЛа понимают, что битва за Хермон самым серьезным образом повлияет на всю северную границу страны. Полковник Столовиц, таким образом, оказался в ситуации игрока в шахматы, которому приходится продумывать действия нескольких оппонентов на несколько шагов вперед.
Бригада Хермон - единственное подразделение израильской армии, зажатое с двух сторон между двумя враждебными государствами, и между несколькими вооруженными группировками с различными целями, которые объединяет одно - ненависть к Израилю. Столовиц говорит: "Бригада в любой момент времени может столкнуться одновременно с "Хизбаллой", с сирийским спецназом, с про-иранскими милициями и с суннитскими джихадистами. Мы обязаны думать на несколько шагов вперед".
Задача усложняется тем, что не существует физического барьера между сирийской и израильской частями Хермона. Столовиц говорит: "В нескольких местах на вершине горы есть изгородь, но зимой она падает под тяжестью снега. Поэтому, мы усилили барьер разведывательными средствами - радарами, сенсорами, изменением паттерна движения патрулей. Мы затащили несколько танков на передовые позиции, и мы координируем свою активность с ВВС - на случай, если нам быстро понадобятся штурмовые вертолеты".
На восток от Хермона, к Мждаль-Шамас, ситуация еще сложнее. Наблюдатели ООН, UNDOF, покинули свои посты, и теперь они заняты радикальными мятежниками.
На вопрос о том, как работает разведка, Столовиц отвечает: "Разведка дает нам многое. Мы заранее были готовы ко всему, что происходило здесь. Но я готовлю войска к атаке, которая начнется без всякого предупреждения, так, чтобы никого не застали врасплох. "Хизбалла" что-то тут затевает, в этом приграничном треугольнике. Недаром она недавно объявила его входными воротами в Ливан".