Либерман: необходимо воспользоваться просветлением арабов
Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман принял участие в качестве почетного гостя в торжественном мероприятии, посвященном 75-летию Торгово-промышленного клуба, которое состоялось в тель-авивской гостинице Хилтон. Выступая перед собравшимися, он сказал:
«Хотя тема моего выступления – «Политика и дипломатия в меняющемся мире», в свете того, что все присутствующие здесь являются представителями финансовой и промышленной сфер, в первую очередь я хочу поговорить о ключевом понятии: управлении. Без надлежащего управления, без правильного менеджмента, никакой эффективной деятельности нет и быть не может.
Правительство функционирует как совет директоров. Оно включает в себя различные группы. Но его главная проблема в том, что все эти группы тянут в разные стороны, преследуя свои интересы. Вы бы допустили подобное положение в своей компании? Была бы ваша компания успешной? Эффективное управление в подобной ситуации просто немыслимо. Следует сделать это «лоскутное одеяло» более однородным, сократить количество фрагментов, чтобы правительство было способно нормально управлять. Поэтому необходима реформа власти, которая превратит правительство в орган, который сможет не только принимать решения, но и осуществлять их. У коалиции, в том виде, в котором она существует сегодня, нет общей базы - ни в политической, ни в экономической сферах.
Достаточно сравнить, откуда пришла Яэль Герман и откуда пришли женщины-депутаты «Еврейского дома», достаточно взглянуть на экономические воззрения, с одной стороны, Амира Переца из Гистадрута, а с другой – выходца из хай-тека Нафтали Беннета, чтобы осознать невозможность каких-либо фундаментальных изменений. Когда различные части коалиции нейтрализуют друг друга, невозможно сдвинуться с места. Необходимо руководство, которое может провести реальные и значительные изменения в экономической и политической сферах, способное реализовать их. Я надеюсь, что закон о реформе системы власти будет через месяц утвержден Кнессетом, и правительство станет намного более эффективным.
Могу сказать любому, кто тешит себя идеями о кардинальных изменениях в составе коалиции: подобной опции не существует. Эти разговоры лишены каких бы то ни было серьезных оснований. Я вижу, как Беннет бежит к микрофону, но не вижу, как он бежит в оппозицию. Не думаю, что кто-либо из коалиционных партнеров в ближайшее время выйдет из правительства.
В контексте американской инициативы развернулось соревнование по риторике – кто выступит с более грубым, резким и спорным заявлением. Джон Керри является настоящим другом Израиля. Мы не обязаны во всем соглашаться с ним, но мне не кажется умным превращать друзей во врагов. Следует успокоиться. Я выступаю за урегулирование с палестинцами, но не любой ценой. Я категорически против того, чтобы быть «фраерами», как это уже случалось неоднократно в прошлом, например во время размежевания. Вместо мира и спокойствия мы получили ракетные обстрелы всего юга страны. Нам не нужно «дырявое», как швейцарский сыр, соглашение.
Керри ведет процесс правильно. Сейчас мы формулируем для американцев базисные принципы, чтобы на их основе вести прямые переговоры с палестинцами. Что касается посредничества США, был уже план Роджерса , план Клинтона , «Дорожная карта» президента Буша. Все они были друзьями Израиля, но что делать, ни у одного из них дедушка не был членом ЛЕХИ или «Бейтара», никто из них не был активистом «Гуш Эмуним». Каждый человек имеет право на свое собственное мировоззрение, на альтернативное толкование, на иной подход.
Еще в 2004 году, в своей книге «Ничего кроме правды» я написал, что если мне придется выбирать между единством народа и единством территорий, я предпочитаю единство народа. План обмена территориями и населением, по моему глубокому убеждению, должен стать частью будущего соглашения. Все люди, которые идентифицируют себя с ХАМАСом, «Хизбалой» и палестинцами, не должны остаться здесь. Я имею в виду депутатов Кнессета от арабских партий, таких, как Захалка и Тиби, которые участвовали в похоронах Джорджа Хабаша в Иордании, произнося там антиизраильские речи. Нет никаких оснований для того, чтобы они были частью израильского общества. Я вспоминаю, как один из журналистов задал им вопрос, могут ли они сказать хоть что-то хорошее об Израиле. Сами понимаете, что они ответили. Как они могут сидеть в Кнессете, если не готовы сказать ни одного доброго слова про Израиль? Я предлагаю им отправиться в Сирию.
«Если захотеть, мечта станет былью». Мы можем произвести обмен территориями и населением. Даже в Женевской инициативе говорится о лишении гражданства арабских жителей Восточного Иерусалима.
Сейчас появились такие возможности, каких никогда еще не было, и мы должны их использовать Подобную готовность к урегулированию умеренного арабского мира я не помню. Они осознают, что опасность для них представляют не евреи, не Израиль, не сионизм, а «Аль-Каида», Иран и «Всемирный джихад». Между нами существует общность интересов – и об этом мы слышим от людей из стран Персидского залива и Саудовской Аравии. Будет очень жаль, если мы упустим этот шанс. Мы можем достичь подлинного мира с палестинцами только после того, как у них появится успешный средний класс. Развитие экономики ПА - это также израильский интерес, так как сейчас мы оплачиваем за них электричество, воду и больницы, и предоставляем им разрешения на работу. Это неестественная ситуация.
Что касается бойкотов - нет ничего нового под луной. Они сопровождают Государство Израиль на протяжении десятилетий. В 1921 году был объявлен бойкот торговцам в Яффо, в 1959 году компания «Рено» под давлением арабов объявила бойкот Израилю и т.д. Мы предпринимаем меры против бойкотов, а все разговоры об этом лишь подливают масла в огонь и способствуют провокациям, направленным против нас.
Относительно призыва харедим. Мы должны спросить себя, каковы задачи сионизма. Хотим ли мы культивировать гетто или создать сплоченное общество. Пока что нас заносит в неверном направлении. Закрытые кварталы ультраортодоксов, закрытые районы религиозных сионистов – все это удручающие шаги в сторону гетто, все это разъединяет народ. Всеобщий призыв – один из путей решения данной проблемы. Служить в армии - не бремя, а привилегия. Каждый молодой человек должен пройти армейскую или альтернативную службу, независимо от того, еврей он, мусульманин или христианин. Нет никаких причин для того, почему 18-летний молодой человек, независимо от вероисповедания, не прошел бы альтернативную службу на благо своей общины, например, в больнице в Нетании или Нацерете. Это наша позиция. Но если будет большинство в пользу альтернативного предложения о всеобщем призыве, мы его поддержим. Мы не выдвигаем ультиматум: все, что позволит достичь единства – оно на пользу.