Куда покатился "пробный шар"
На форуме в Давосе Нетаниягу заявил журналистам, что после заключения договора с палестинцами «ни один еврей не будет насильно выселен из своего дома». Анонимный сотрудник канцелярии премьер-министра трактовал эти слова следующим образом: правительство Израиля считает, что еврейские поселенцы Иудеи и Самарии имеют право остаться на территории палестинского государства, которое не должно быть «этнически однородным». Евреи могут составлять в нем такое же национальное меньшинство, как арабы в Израиле.
Эти высказывания вскоре были названы «пробным шаром», запущенным, чтобы продемонстрировать антисемитский настрой палестинского руководства и его нежелание достичь компромисса.
Со стороны палестинцев последовала ожидаемая возмущенная реакция. Главный переговорщик Саиб Арикат заявил, что земля, на которой расположены поселения, принадлежит палестинцам и должна быть им возвращена. Все поселенцы, настаивает он, обязаны покинуть территорию государства Фалястын. Тот, кто считает, что они могут остаться, по сути выступает против существования государства.
В канцелярии главы израильского правительства с удовлетворением отметили, что палестинская политика показала свое истинное лицо.
Однако это лицо палестинцы никогда не скрывали. Глава ПНА Махмуд Аббас постоянно повторяет, что он не потерпит ни одного израильтянина, солдата или мирного жителя, «на исконной палестинской земле». В последний раз он напомнил об этом премьер-министру Канады Стивену Харперу на прошлой неделе. Когда в 2010 году Аббас соглашался на присутствие международного контингента, который бы контролировал выполнение договоренностей с Израилем, он поставил условие, что среди наблюдателей не должно быть евреев. А главный муфтий Иерусалим, представляющий духовенство автономии, назвал убийство евреев священной обязанностью мусульман.
Иными словами, международное сообщество не раз слышало от палестинских лидеров подобные заявления, но предпочитало их не замечать. Наивно думать, что оно заметит их сейчас.
Зато «пробный шар» Нетаниягу вызвал настоящую бурю в самом Израиле. На него обрушились с критикой и правые, и левые. Лидер партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет обвинил главу правительства в «потере ценностных ориентиров». «Тот, кто допускает возможность пребывания евреев в палестинском государстве, ставит под сомнение наше право жить в Тель-Авиве», заявил он.
Заместитель министра иностранных дел Зеэв Элькин высказался более осторожно, критикуя не самого премьера, а тех, кто толкает его на одиозные шаги, противоречащие сионистскому мировоззрению, и «вбивает клин между Нетаниягу и его партией». Соратники Нетаниягу по партии Ликуд отметили, что подобные идеи подвергают опасности жизни сотен тысяч израильтян и предлагали вспомнить самосуд в Рамалле и другие случаи нападения на евреев «за зеленой чертой».
Представители оппозиции, со своей стороны, назвали идею оставить поселенцев в палестинском государстве провокацией, которая рискует сорвать переговоры (Ицхак Герцог) и вызвать эскалацию насилия (Омер Бар-Лев).
А «пробный шар» катился дальше, превращаясь в снежный ком взаимных нападок и обвинений. В канцелярии главы правительства Беннета обвинили в срыве «мудрой попытки» Нетаниягу разоблачить двуличие палестинцев, а также в тщеславном желании получить «корону на час». В дискуссию включились и сами поселенцы. От их имени депутат Орит Струк напомнила премьеру, что даже пропагандистские акции не должны подвергать сомнению «основной принцип еврейского мировоззрения о том, что нельзя бросать своих братьев в беде».
К чему же привела «мудрая попытка» Нетаниягу, кроме скандала в политической верхушке?
Палестинские лидеры не сказали ничего нового, что могло бы удивить международное сообщество. Зато они получили повод вновь поднять тему нелегитимности поселений и незаконности пребывания евреев на «оккупированных территориях», о чем в мире давно сложилось однозначное мнение.
Идею проживания евреев в палестинском государстве не удастся противопоставить возвращению палестинских «беженцев», поскольку речь идет прежде всего о земле, якобы отнятой у палестинцев. В крайнем случае, в ПА могут согласиться на то, чтобы евреи получали палестинское гражданство (такую возможность озвучил бывший министр ПА Аль-Аджрами), но сами поселения будут ликвидированы. Разумеется, поселенцы на это никогда не согласятся. В предложении Нетаниягу, таким образом, можно усмотреть призыв к поселенцам игнорировать создание палестинского государства, что в миротворческих кругах выглядит однозначной провокацией.
Наконец, в глазах мировой общественности тезис об этнически разнородной Палестине ставит под вопрос требование признания еврейского характера Израиля и указывает на двойные стандарты. Таким образом, «пробный шар» наносит больше ущерба позиции Израиля, чем имиджу палестинских переговорщиков.