Кому мешает еврейский Израиль?
Во время слушаний в Конгрессе государственный секретарь США Джон Керри назвал ошибкой требование о признании палестинцами еврейского характера Израиля. Он напомнил, что 181 резолюция ООН о разделе Палестины на арабское и еврейское государства уже подразумевает, что Израиль – государство еврейское. Кроме того, право на существование еврейского Израиля признал еще Ясир Арафат.
Керри как будто не в курсе, что арабский мир отверг резолюцию 181 и, соответственно, не считает еврейское государство легитимным, а все заявления Арафата дискредитированы развязанной им интифадой. Более того, если о признании Арафата напомнить нынешним палестинским лидерам, они его возмущенно опровергнут.
В ближайшее время этот вопрос станет предметом наиболее жесткого давления на Израиль. На то есть две причины: упорное нежелание палестинцев идти на такое признание (об этом не раз предупреждали и Абу Мазен, и его приближенные), и разногласия среди израильских политиков. Позицию Керри поддержали, например, президент Израиля Шимон Перес и бывший глава внешней разведки Меир Даган, почти слово в слово повторивший аргументы госсекретаря. Того же мнения придерживается и весь левый лагерь. Нет консенсуса в самом израильском обществе.
В Декларации независимости говорится о национальном доме, в котором еврейский народ "осуществляет свое самоопределение в соответствии со своим историческим и культурным наследием".
Стержнем этого определения является право любого еврея стать гражданином Израиля, выраженное в Законе о Возвращении. Каждый еврей, приезжающий в Израиль, независимо от места своего рождения, - не иммигрант, а репатриант. Об этом говорил в своем выступлении Кнессете Моше Фейглин, отвечая Ахмеду Тиби, назвавшего нескольких еврейских депутатов иммигрантами. Идея национального дома, или убежища, была очень актуальна после Холокоста, она и сейчас время от времени становится востребованной, когда в разных уголках мира евреям грозит опасность. Но с годами все больше укрепляется бытовое понимание: Израиль – это государство, где большинство населения – евреи, где уважаются еврейские традиции и отмечаются еврейские праздники, в школах изучают Танах и еврейскую историю, государственной религией является иудаизм, а государственным языком - иврит. Иногда добавляют, что оно построено на таких еврейских ценностях, как справедливость, милосердие, взаимопомощь, миролюбие.
Религиозные сионисты считают неотъемлемой частью еврейского характера Израиля заселение евреями всей Эрец Исраэль и, соответственно, поселенческое движение. Для "левых" это аргумент в пользу того, что от этого требования нужно отказаться – ведь не могут же палестинцы признать наше право строить и расширять поселения.
Левый лагерь уверяет, что еврейский характер – это идеологическое понятие, которое не обязаны признавать ни палестинцы, ни международное сообщество. В пример приводится признание СССР Штатами в 1933 году, не означавшее, что Вашингтон принимает и одобряет коммунистическую доктрину.
По мнению лидера партии МЕРЕЦ Захавы Гальон, называть Израиль еврейским государством означает признать его государством Галахи. Здесь "левые" смыкаются с ультраортодоксами, который считают, что государство, не построенное целиком на заповедях иудаизма и не управляемое религиозными авторитетами, не может считаться еврейским.
Главный аргумент левых: декларируемый еврейский характер Израиля противоречит демократическим принципам и ущемляет права нееврейского населения. В израильском законодательстве действительно есть некоторые спорные моменты, заставляющие говорить (с разной степенью понимания и осуждения) о своеобразной еврейской демократии. Таков, например, закон о религиозной процедуре заключения брака и развода (правда, он больше ущемляет права светских, чем граждан, принадлежащих к другим конфессиям). Но вряд ли именно он вызывает отторжение у палестинцев. Все основные демократические права во главе с избирательным правом в Израиле соблюдаются. Государство защищает "жизнь, физическую неприкосновенность и достоинство каждого человека независимо от расы, этнического происхождения, пола или вероисповедания".
В качестве альтернативы "еврейскому государству" предлагается формулировка: "Израиль – демократическое государство еврейского народа, где проживают люди разных национальностей, имеющие равные права". На ней настаивают и арабские депутаты Кнессета. Бывший член переговорной делегации ПА и один из руководителей ФАТХа Мухаммад Шати, заявил недавно, что "возможно государство для евреев, но не еврейское государство".
Разница кажется небольшой, но для палестинцев она принципиальна, а для Израиля смертельно опасна. Наши "партнеры" лукавят, когда говорят о "двух государствах для двух народов". То государство, которое они собираются основать, должно быть, разумеется, палестинским – Аббас и слышать не хочет о проживании на его территории еврейских поселенцев. Израиль же станет "государством всех граждан", медленно, но верно превращаясь в еще одну арабскую страну Ближнего Востока. Даже если тенденция снижения рождаемости в арабском секторе продолжится, даже если проблема палестинских беженцев решится за счет компенсаций – размывание еврейского характера Израиля будет вестись настойчиво и целенаправленно.
Израильские арабы и поддерживающее их международное сообщество смогут требовать изменения закона о Возвращении, пересмотра школьной программы по истории и т.п. В итоге от еврейского характера в Израиле останутся только раввинатские суды.
Возможно, арабскому миру будет лестно иметь по-настоящему демократическое государство, но оно уже не сможет стать еврейским национальным домом.
Этого не произойдет, если государство будет признано еврейским. Тогда живущим в нем арабам придется либо принимать все связанные с этим особенности – либо переселяться в Палестину.