Без буферных зон?
На фоне очередного затишья в палестино-израильских переговорах бывший глава правительства Эхуд Ольмерт рассказал о плане урегулирования, который был предложен в 2008 году. Израиль оставлял за собой крупные поселенческие анклавы, компенсируя их территориями внутри «зеленой черты». Около 80 тысяч поселенцев предполагалось эвакуировать. Иорданская долина, с одобрения израильских военных экспертов, отходила под контроль палестинцев.
Ликвидацию поселений экс-премьер считает вполне осуществимой; по его мнению, поселенцы Гуш-Катифа, выселенные из домов в 2005 году, преувеличивают свои переживания, чтобы предотвратить подобные шаги в будущем.
Показательно, что Ольмерт вспомнил о своих миротворческих проектах именно сейчас, когда обсуждение контроля над Иорданской долиной – один из камней преткновения нынешних переговоров – вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Махмуд Аббас готов согласиться на присутствие ЦАХАЛа на Западном берегу (в том числе и в Иорданской долине) и в Восточном Иерусалиме в течение пяти лет. Ранее речь шла о трехлетнем переходном периоде. После этого контроль перейдет к войскам НАТО – как уверяют палестинские лидеры, для успокоения израильтян.
Ряд экспертов считает, что Абу Мазен пошел на попятную, поскольку переговоры зашли в тупик, и тем самым демонстрирует свою заинтересованность в мирном процессе. Однако между сторонами слишком много других разногласий – проблема беженцев, границы, статус Иерусалима. Согласившись на незначительную уступку, Аббас делает Израиль ответственным за провал переговоров, поскольку известно, что Нетаниягу против того, чтобы Иорданскую долину контролировала какая-либо иная сила, кроме ЦАХАЛа. Причем, если прежде Израиль высказывался против привлечения войск ООН, то теперь ему придется искать аргументы против участия дружественной НАТО.
Для Ольмерта это во всех отношениях удачный момент напомнить о своем плане. Если Нетаниягу все же примет предложение Аббаса и переговоры продолжатся, экс-премьер сможет говорить о том, что мир на сходных условиях был возможен еще шесть лет назад. Если же, что скорее всего, Израиль отвергнет палестинские уступки, Ольмерт получит повод упрекнуть Биби в упрямстве и нежелании достичь компромисса во имя мира.
Неприязнь между двумя политиками давно известна, а потому никого не удивляет желание Ольмерта перебежать Нетаниягу дорогу и «пропиарить» за его счет свою миротворческую деятельность. Но если отбросить политические игры, то кто прав в этом заочном споре? Каково реальное положение вещей? Действительно ли Иорданская долина имеет важнейшее стратегическое значение для Израиля, или ею можно пожертвовать ради надежного мира?
Иорданскую долину называют «восточной передовой» и «щитом Гуш Дана». Часть ее - горная гряда, с которой простреливается вся прибрежная полоса, где проживает 70% населения страны. Израиль, как известно, вытянут с севера на юг, и его ширина между Средиземным морем и иорданской границей – всего 70 километров. В случае отступления к границам 1967 года она уменьшится до 14. При таких расстояниях у израильских самолетов не будет времени даже подняться в воздух, чтобы отразить возможное нападение врага.
Военные специалисты считают, что Иорданская долина, попав под контроль палестинцев, повторит судьбу Филадельфийского коридора, Газы и Синая – станет прибежищем экстремистов и рассадником террора.
Особую чувствительность обретает район долины в связи с нестабильной ситуацией в Сирии и Ираке, а также в свете возможного распространения «арабской весны» на Иорданию – с последующей сменой власти и исламизацией Хашемитского королевства.
Но сторонники отступления из долины считают версию внешней агрессии нереальной, исходя из нынешней ситуации в Ираке, Сирии и Иордании. Что касается возможных ракетных обстрелов с палестинской территории, то они, по мнению миротворцев, не представляют угрозы существованию государства (человеческими жертвами и огромными затратами на ПВО, очевидно, можно пренебречь). Чтобы предотвратить доставку ракет в ПА, достаточно контролировать 2-3-х километровую приграничную полосу, а не всю долину. Помочь в этом могут беспилотники и сенсорные датчики. А с проникновением шахидов сегодня успешно борются палестинские спецслужбы и израильская разведка.
Разумеется, в окружении миролюбивых соседей Израиль сможет существовать без стратегических и буферных зон - Газы, Иорданской долины, Голан, даже без Иудеи и Самарии. Беда в том, что никто не может гарантировать мир даже после заключении договора с палестинцами. Поэтому военные эксперты обязаны брать в расчет максимальный уровень возможной угрозы. Это правило подтверждается израильским опытом - до сих пор на всех оставленных территориях сбывались самые мрачные прогнозы.